Похоже, длинные маршруты зимой становятся уже
необходимостью, хорошей возможностью отвлечься от станка, надоевшей рутины и
прочих вещей, к тому же всегда хочется, чтобы и в летнем, и в зимнем сезонах была
какая-то изюминка, что-то необычное от массы других поездок. Двести километров
зимой пока еще считается необычным в глазах большинства людей, поэтому эту тему
я люблю уже второй год, и хуже она не становится. И если в прошлом году
был круг через Искитим, традиционный уже, он проезжался не раз и на обычных
байках, то в этом году я решил придумать прям фэтовый маршрут. Долго ломать
голову не стал, раз мне нравится на лыжне, то почему бы и не объехать их все в
нашем городке за раз? Напомню – город Нск, снега просто завались с ноября по
апрель, велосипед – фэтбайк на раме Sarma.
Поехали:
Я выезжаю в шесть утра из дома. Градусник показывает -8,
прогноз что будет еще теплее и, одеваясь, я долго думал над количеством слоев.
Решил одеться на -10 и ниже. И не прогадал, ощущения были как при -15, мерзнут
пальцы, покалывает кожу лица. Какие еще -8? Но нет, градусник на Лениной
площади подтверждает температуру, но тело не хочет воспринимать эту информацию
всерьез, ему холодно. Город – ледовый грязный холодный непроезжаемый
апокалипсис. Не думайте, что я урбанист с критическим мышлением, но этот факт
очевиден всем, высунувшим свой нос на улице в эту субботу. За шесть дней без
снега город покрылся коричневым слоем песка, реагентов, но взбитый и замерший,
как после стада коров, лед на тротуарах никуда не делся. Я балансирую как
гимнаст на проводе, только расслабишься – и вот тебе поворот с отшлифованным
уклоном, пересекаемый ледяными колеями. И вот почему я не поехал на шипованном
байке, а, ну да, я же собрался по лыжням… Чувствую, день будет медленным,
быстро ехать просто невозможно – ну и ладно, просто немного не повезло, нужно
расслабиться и принять все как есть.
Вот и первая лыжня, она так и называется – Первая городская
лыжня. Свежий ночной морозный ратрак приятно поскрипывает, жаль, что его уже
умудрился испортить какой-то мудак на снегоходе, судя по следам, с упоением
закладывающий виражи на поворотах и оставляющий глубокие борозды. Я, иногда
невольно испытывающий чувство вины перед лыжниками, что еду по их территории,
хотя и ничего не порчу, ведь от покрышек почти в пять дюймов и следов-то не
всегда видно, ощущаю себя милым котенком по сравнению со вселенским злом
снегоходов на лыжне. Наверное, когда лыжники будут изобретать ад, я буду где-то
в десятой очереди туда, даже после собачников, бегунов и бабок с палками и без
лыж.
Вторая лыжня - Локомотив, он примыкает к ПГЛ, и я сворачиваю
на него, и потом опять на ПГЛ. И перед стадионом круг по Красному Знамени. Три
лыжни уже в копилке. Брезжит рассвет, кто-то бегает на стадионе, я мерзну до
окоченения пальцев. На площади по-прежнему -8. Странно, явно же холоднее. Мост
– ледяное застывшее месиво, заебись было бы в реку сейчас улететь, но я
держусь, хотя жертвую скоростью для этого, пенсионерю.
Все, я дома, паста на
завтрак и кофе и можно дальше. Хорошо жить посередине города, можно раз в год
сэкономить двести рублей на завтраке. Уже есть 46 километров, еще три раза по
столько же и полирнуть – и день удался.
Следующая лыжня – в Бугринской роще, НГТУ. Моя вечерняя,
прекрасный вариант после работы покрутить недалеко от дома, в лесу. Я ее люблю,
она всегда накатана, широка, есть участок с рельефом, есть плоский, я там
понаделал кучу сегментов в страве, разной длины круги, и теперь я везде
царь-горы, потому что никто там не ездит, а если поедет – то и не разберётся в
хитросплетениях бугринских дорожек.
Перед выездом снизил давление, на ледовых
буераках я хочу больше комфорта и устойчивости, пусть и в ущерб скорости, и с
удивлением замечаю, что выехав на лыжню появляется желание подкачать колеса.
Это первый случай в моей карьере фэтовода, когда давление на лыжне нужно выше,
чем в городе.
Вообще, давление – это всегда компромисс, ты не можешь на
одном и том же ехать везде оптимально, нужно либо мириться со слишком низким
или высоким, или стравливать / подкачивать периодически. Я чаще мирюсь.
Наверное, я склонен к компромиссу, может это возрастное. Наверное, если бы мне
было двадцать лет, я бы стравливал и накачивал снова на каждом различающимся
друг от друга километре, ведь в двадцать лет компромисса не существует, он удел
старых пердунов, а именно этого общества мне хочется избежать.
Бугринка успешно пройдена, и дальше я еду в Краснообск, на
непонятно как называющуюся лыжню, но путь она зовется васхниловская, это
сельскохозяйственное аббревиатурное название уже притерлось к ней. Она
короткая, три километра, достаточно скучная, нет рельефа - такая домашняя лыжня
для жителей уже понемногу становящегося престижным района.
Там я встречаю кучу
школьниц, разбросавших свои неумелые в спортивном плане тельца по всей лыжне,
да так, что мне пришлось почти протискиваться между ними. Те повизжали для
порядка, так как я особо не церемонился со скоростью, но тут же про меня
забыли, ведь главной их заботой на сегодня было, как я понимаю, проехать круг и
свалить по своим девчачьим делам подальше.
Кусок снегоходки, отличной, накатанной, пусть даже теми же
ребятами, что портят лыжни, и я приближаюсь к Объгэсу. Готовлюсь к спринту по
плотине ГЭС. Это всегда небольшое время Ч для поездок в эту сторону, ведь чтобы
переехать с левого берега на правый, нужно проехать по плотине ГЭС. И если по
самой плотине достаточно широкая обочина, то участок непосредственно ГЭС вообще
не подразумевает ни обочины, ни пешеходной зоны. Приходится отрабатывать 300
метров, подбираясь к лимиту сорок км/ч на этом участке, чтобы не расстраивать
водителей. На фэте это сложно, а учитывая то, что всем похуй, что ты на фэте, и
они мечтают лишь об одном, чтоб ты побыстрее свалил с дороги, дискомфорта на
фоне разогнанного пульса это добавляет прилично.
И вот лыжня в университетском лесу, я не планировал ее,
только вот сейчас вспомнил и поэтому проезжаю только ее финишную, прямую часть
через лес, это колоритная прямая с горками, такой памп трек, увеличенный раз в
двадцать по пропорциям.
Вот я и в Академе и в планах моих было перекусить в
университетском буфете, в котором я очень люблю останавливаться в зимних
поездках в Академ, так как там можно занести байк в холл и спокойно
наслаждаться столовской кухней со всеми ее атрибутами, отстояв перед этим
очередь со студентами, которые, по сути, должны быть капец какие умные, раз
учатся в НГУ, и, наверное, это так и есть, но в столовой они моментально
тупеют. Когда до них доходит очередь, долго вспоминают, что они хотят сожрать,
хотя стояли перед прилавком уже минут десять и можно было давно выбрать не
только еду, но и спланировать весь вечер субботы покомнатно.
Я встречаюсь с нововведениями - вход в буфет теперь с другой
стороны, и холла нет, перед буфетом демонстративная велопарковка, гори она в
аду. Я еду в «дядюденер» за кофе и
хотдогом, но он закрыт. Объезжаю его с другой стороны, там «ханбуз», прекрасный
формат азиатского общепита, так много раз спасавший нас, голодных
велосипедистов в Академе. Во дворе «ханбуза» курит продавец «денера», ладно, я
с тобой вечером познакомлюсь, а пока я устраиваю свой байк в сугробе так, чтобы
его было видно из окна бузной. Вроде получилось, но зайдя внутрь и посмотрев в
окно, я увидел, что от байка видна только грипса руля и то с пары столиков,
один из которых тут же занимает какая-то пара, демонстративно интеллигентно
правильного типа.
Я сажусь за другой столик и тут же обнаруживаю, что аккуратно
подстриженная очкастая голова парня из этой пары закрывает единственную видимую
в окне деталь моего велосипеда - грипсу. Ем я тревожно, то и дело тяну шею
посмотреть, не спиздили ли мой байк, и ловлю моменты, когда парень наклоняется
к тарелке, и грипса снова становится видна. Запив лагман морсом и кофе
(бурятский кофе тот еще напиток, хорошо, что буряты о нем не подозревают) я с
облегчением свалил.
Было уже 93 километра, впереди Бердск, до него можно
проехать по мосту или по снегоходкам по льду Бердского залива, я выбираю мост и
попутно смотрю на снегоходки, с целью обратный маршрут провести по ним. Но
становится видно, что они идут вдоль залива и никак не поперек, а значит и
обратно придется ехать по этому ужасному мосту. До коммунального ему, конечно,
далеко, но раздолбанная ледяная замерзшая каша расслабиться совершенно не дает.
Чем хуже подъезд, тем милей кажется город, и Бердска я уже жду с нетерпением и
с радостью в него въезжаю. Видимо, фэты тут вообще в диковинку, на меня
прохожие косятся как на инопланетянина и разбегаются явно резвее новосибирцев.
На Метелице очень много народу, все разномастные, и спортивные и просто гуляки,
бегуны, дети, такая нормальная здоровая тусовка. Начинаю ехать по трассе и
накатывают воспоминания сезонов пяти – четырехлетней давности, летние
кросскантрийные гоночки здесь по несколько раз за сезон, когда эту трассу
отполировали так, что даже сейчас, проезжая зимой по абсолютно другому покрытию
я прекрасно, какой-то мышечной памятью, помню расположение каждого корешка под
снегом, где кто падал, где нужно притормозить, а где удачное место натянуть для
обгона. Зимой она, конечно, более скоростная и ровная. Такая, аккуратная, с
красивыми разноцветными табличками с указанием длины трасс. По-прежнему чуть не
обнимаю сосну, на том самом резком скоростном повороте со спуска, но, как и
раньше, все обошлось. Вспоминаю, как одна девочка потеряла тут колесо прямо на
гонке, а я чуть в нее не въехал.
118 километров, пора на базу Тульского, там меня ждут
просторы самой длинной лыжни в городе, тридцать километров одним кругом. Беда
лишь в том, что я уже накатался. Опять Бердский мост, снова Академ, продавец в
денере в этот раз не курит и делает мне хот-дог, который я, впрочем, уже без
аппетита, а лишь для того, чтобы закинуться калориями съедаю.
Все, теперь Тульского слева, круг тридцать километров, один
в один как на прошлом фэтбайк марафоне. Меня ждут безлюдные просторы и длинные
тягуны. Заодно посмотрю, поменялось ли что-то с прошлого года, ведь следующиймарафон уже скоро. Круг свежий, отраттрачен недавно, но немного мягковато, тем
более посередине, еду ближе к краю и даже немного спускаю давление. Его тоже
уже подпортили вездесущие снегоходы, вот зачем им ехать обязательно по лыжне,
когда кругом места хоть жопой ешь?
Я, попадая на след от снегоходной лыжи,
иногда зарываюсь и в эпичный подъем-выключатель, стенку на середине дистанции
не заезжаю, приходится пешком пройтись.
Я относительно бодр и имею в активе 172 километра, впереди
последняя лыжная база Буревестник, но она по пути, и чтобы по ней проехать,
даже не нужно делать крюк. Время между Академом и городом летит незаметно,
где-то уже на Первомайке включаю фонарик, поднимаюсь к Военной горке и по
снегоходке на Выборную. Вот и Буревестник, сразу еду не туда, но понимаю
правильное направление и разворачиваюсь как надо. О, на Буревестнике есть
настоящие контруклоны внизу всех спусков и можно закладывать крутые виражи не
снижая скорости, и если бы я ехал ее второй раз, то так и поступил бы, но в
первый раз, да еще и в темноте с фонариком непонятно, есть там контруклон или
нет, поэтому я пока ничего не закладываю. Хорошая компактная рабочая трасса,
напоминает уменьшенную копию Тульского справа.
Остается город, весь в буераках и наледях, коммунальный
мост, который с утра лучше не стал, и я даже съезжаю с него вниз на снегоходки,
игнорируя дамбу, так как ехать по этому грязному льду надоело, да и хочется
приехать домой с почищенными покрышками, а не с въевшимся песком на них.
Так, вроде приехал, 211 километров, 13 часов, 10 лыжных
трасс, примерно 80 километров по ним, сладостное предвкушение горячей ванны
затмило тяжесть довольно тяжелого для затаскивания на пятый этаж байка.
Концептуально получилась неплохая поездка, да что уж там –
вполне хорошая, нескучная. Было бы еще в городе без льда и буераков – уложился
бы на пару часов быстрее. На следующий год нужно придумать что-то позаковыристей,
и лучше что бы города поменьше, но пока в голову ничего не идет.
Отлично!
ОтветитьУдалитьспасибо от сезонного лыжника за гайд :) пригодится при ски-экскурсии по НСКу
ОтветитьУдалить