К основному контенту

Фэт-байк зимой: стоит ли заморачиваться или ну его в жопу - личный опыт


Нужен ли фэт зимой, если уже есть нормальный байк и ты не турист-снегоходчик?

Спойлер: да

Исходные данные: место – Новосибирск, стабильный снежный покров с ноября по март, часто даже чересчур стабильный.
Зимний опыт катания: несколько лет на 2-х байках, 26’ и 29’


фэт-байк sarma




Почему фэт:

Почему это все вообще возникло: Зимние маршруты не блещут разнообразием, в отличии от летних, просто потому, что проезжаемых вариантов не так много, и их с годами не прибавляется. Езду по трассам зимой в качестве вариантов я никогда не рассматривал, поэтому в какой-то момент одни и те же дорожки уже подзаебали. Некогда щенячий восторг «О, так тут можно зимой проехать!» по поводу какой-то утоптанной херни по краю частного сектора между двумя районами сменился на «да там, наверное, замело, ну его в жопу…». 

Поэтому основной целью обновки было разнообразить скучное зимнее времяпрепровождение новыми маршрутами, возможность кататься по/после снегопадов (самый кайфовый визуальный зимний видеоряд, который пропускаешь на тонких колесах) и еще возможность вечерком иногда катать по лыжне, не опасаясь получить пизды за ее порчу, ведь на фэте испортить можно только если специально стараться. Речь про конек, естественно.

Мысль пересесть зимой на толстенькие колеса возникла у меня после фэтбайкмарафона, на который мне дали байк покататься. Я был слегка удивлен, что он едет по твердым утоптанным тротуарам не хуже моего найнера на шипах, и эта мысль, что я ничего особо не потеряю на городских участках и решила все.

Байк:
Особо вкладываться баблом не хотелось, и непременно нужно было чтобы 4,8 влезли гарантировано, (а иначе смысл все это затевать?), поэтому оставив себе осмысленный карбоновый апгрейд на будущее, я купил Sarma Foka Al с колесами mulefut на bikesgate, а остальное добрал на байк-дисконт. Трансмиссию поставил 1х11, 11-46 от XT, звезда системы 34. Резина Jumbo Jim (26 x 4.80), естественно без камер. Взял запасную камеру, она, сука, ни в одну сумку не лезет и весит 400 гр., как можно научиться не бояться без нее ездить?
Короче, насобирал на 14 кг.
фэт байк sarma

Теперь коротко о главном, едет ли фэт:

То, как он едет зависит от давления - при давлении от 10psi и выше по гладкому и утоптанному снежку, тротуару, тропинке, дороге едет почти как обычный байк на обычной резине, то есть, конечно, хуже, но не так, как от него ждешь. В спринте, естественно не посоревноваться. Но по сравнению с байком на шипах, на тех же IceSpikerPro, он определенно не хуже, я как, отъездивший несколько зим на шипованной резине, сразу определил. 

Чем дерьмовее становится дорога, тем отчетливее проявляются преимущества, например на раздолбанной пешеходами но твердой тропинке фэт быстрее. Ну и понятно, чем рыхлее – тем лучше.
При давлении 7-5 psi по ровному и гладкому ехать перестает. Тактильно где-то 20% мощности уходят в никуда, у руля появляется противовес и приходится рулить, чтобы ехать ровно. 

фэт байк sarma

Зато начинает ехать там, где обычный байк с места не сдвинется, особенно мне нравятся занесенные тропинки. А вот месить снег по реке может вставить только если тебе нужно реку переехать, а так хрень полнейшая - потеть и ехать 5-10 км/ч, когда где-то есть дорога.
Говорят, можно спустить вообще до 2 PSI и ехать практически по целине, проверю как-нибудь, правда мне кажется, что использовать буду, только если из какой-нибудь жопы выбраться нужно, так мне даже сложно настроиться на такой маршрут. Вообще, то, за что на фэт дрочат обычно, а именно возможность месить на супернизком давлении какую-нибудь кашу, меня и не зацепило. 
А вот ехать 20 кмч там, где на обычном байке еле-еле со скоростью пешехода - это понравилось.

фэт байк sarma

На скользком держит гораздо лучше, чем ожидаешь от нешипованных покрышек, если нет конкретного гололеда, про необходимость шипов и не вспоминаешь. Но на голом льду скользко, это и понятно.

Из минусов еще – колеса не продавливают верхний слой снега и в повороты так же как на более жесткой узкой резине входить не получается, уходишь в занос обоими колесами, придется сменить технику поворотов. По той же причине можно не заехать в слегка припорошенную снежком крутую горку. 

Шумит покрышками зачетно, кто впереди едет - оглядывается, думает машина, ну и пешеходы задолго слышат, разбегаются. Народ еще не привык к фэтам, удивляется, как 10 лет назад удивлялся обычным байкам зимой, раз даже сфотографироваться попросили, может Сибирь еще темная в этом плане?

фэт байк sarma

Как резюме:
Зимой фэт (моей зимой) определенно уместнее 26-го или 29-го, и в плане покатушек и в плане тренировок, в первом случае ты получаешь дополнительно кучу тропинок, снегоходок и возможность не ждать, когда утопчут все это после снегопада, а во втором - возможность упахаться вне зависимости от погоды.
Особенно греет душу возможность ехать маршрут не очкуя, что забуксуешь где-нибудь посередине и придется пиздовать пешком. После того, как хорошо спустил покрышки и проехал мягкий участок накачать их до катучего давления довольно просто, раз 100 качнуть ручным насосом повышенной толщины, который приходится с собой возить.

В итоге ставлю лайк, пока. Если появится какая-либо история, поменяющая мое мнение обратно - напишу дополнительно.

P.S. Ну вот, отъездил более 1000 км. за два месяца зимы и можно дополнить или откорректировать пост.

Ничего в вышесказанном менять нет необходимости, также едет вполне сопоставимо с обычным байком зимой, вот пример длительной покатушки, где средняя скорость была такой-же, как на аналогичной в прошлую зиму поездке на найнере, а дороги поинтереснее.

Месить рыхлый снег со скоростью пешехода - так же сомнительное развлечение на пару раз в сезон, а вот по рекам и морю можно передвигаться с удовольствием ,при определенных погодных условиях. 

Парусность довольно большая, против ветра или на скорости 30+ ехать ощутимо тяжело.

Покрышки Jumbo Jim показали себя довольно накатистыми, но не очень гребучими, но повышать гребучесть за счет увеличения веса и уменьшения наката я бы не хотел.

The end.




Комментарии

Отправить комментарий

Популярное

Один зимний день

С чего вдруг к человеку приходит идея описать один день, да еще и зимний? Да еще и в Нске. Известно, что в Нске половина дней зимние, и именно это обстоятельство является основой мысли «пора с..ебываться из Нска», которая хоть раз посещала каждого из его жителей. И не надо говорить, что, дескать, меня-то не посещала. Посещала, просто нужно напряться и вспомнить. Скорее всего это было, когда вы вторую неделю ходили на работу в -35, или в аэропорту, по прилету из какого-нибудь рая с оллинклюзив. Или просто так. Так-то день стоит описания, в череде остальных зимних дней он отличается, я наконец прокатился далеко и разнообразно, и не очень сдох, хотя позывы были. [зимний маршрут на фэт-байке, 211 км, часть по мелким дорожкам, часть по лыжням, часть по тропинкам, часть по зимнему грейдеру, {-10':-4'}, 7-14 м/с, strava ] Ладно, что имеем на старте дня? Середина февраля, наконец, тепло. Суббота, 6 утра, я вылезаю из подъезда, сажусь на свой, пока еще новенький вело

Искитимская зимняя бабочка.

Утром 2 февраля в субботу я проснулся с чувством собственного идиотизма. Это был не тот идиотизм, который наступает похмельным утром понедельника, как сожаление о бессонной ночи и будущем тяжелом дне – это чувство   было особенным. Нехотя потянувшись, я понял, в чем дело. Прекрасный зимний день, выходной – можно поваляться в постельке, потом неторопливо отзавтракать, и можно сходить куда-нибудь, как все люди, подходящие под простое, и от того понятное всем определение «нормальные». Я же решил съездить в Искитим. На велосипеде. И вернуться. И все это разными достойными дорожками, и чтоб без машин и с видами. Решение было принято накануне, под это дело я подговорил и Васю, и теперь приходилось воплощать задуманное, но уже затея не нравилась. От пл. Маркса Новосибирска до Искитима и обратно с учетом разведки тропинок и дорожек должно было получиться 160- 170 км ., задача для снежного февраля и -13' в тени нетривиальная и требовала тщательного

Вологда-Онега-Ладога 2012 г. 1200 километров бесконечности.

" ... и не нужно ни денег , ни баб и ни водки , только бы чуствовать тяжесть весла ..." splin Бревет 1200 - это жизнь в миниатюре. Сначала - любопытство неизвестного, волнение, что ждет впереди, сумею ли - а-ля детство. Потом - начало   пути,   выбор с кем ты, и кто с тобой, выбор кто ты на этом пути и чего хочешь - это юность. Дальше ты уже идешь своей дорогой, многое узнаешь, борешься с кризисами, мысли - зачем все это, может пришла пора уже закончить ? - зрелость, кризис среднего возраста. Ну а дальше..   Дальше тебе уже все равно. ты понял жизнь-дорогу и не представляешь,что может быть иначе. Ты знаешь, где финиш, и даже знаешь, когда будешь там.   пролог: на 415 километре , после Пудожа я остался один . трое уехали вперед , пока я наслаждался двух часовым сном , остальные только начали подъезжать . Заболевшие передез Пудожем связки на правой ноге не прошли , но я думал , что пройдут и поехал , терпя

Хождение вокруг моря. 11.08.12

Справка: «Новосиби́рское водохрани́лище («Обское море»[1]) — искусственное водохранилище на реке Обь возле города Новосибирск, возникшее после возведения плотины Новосибирской ГЭС в 1957—1959 годах. Находится на территории Новосибирской области и Алтайского края. Города на берегах водохранилища: Бердск, Камень-на-Оби, Новосибирск. В результате создания водохранилища была полностью затоплена центральная историческая часть города Бердска, а также несколько деревень Новосибирской области. Площадь 1082 км², объём 8,8 км³, длина — около 200 км , наибольшая ширина — 22 км , наибольшая глубина — 25 м , зимой замерзает.» wikipedia. Во-первых – это модно, во-вторых, запланировано было в начале сезона, в-третьих проехать каждый может, а вот получить удовольствие… Цель – объехать ОМ в рамках суточного пробега без особых физических и моральных потерь. 437 км (50% грунты-песок-грейдер, 50% асфальт)– 20 ч. 30 м . общего времени, 17 ч. 20 мин. ходового, 1000 руб. на гастрономические уд

Чуйский тракт 2017 или реванш

Intro Если лень читать, то вот краткий пересказ: "скорость - выматывающий подъезд к Семинскому - скорость - ночь на трассе, как способ медитации - обжигающие две степи - ураган встает стеной между мной и КП - мистический лунный Чикет - поля в закате - ночной серпантин Белокурихи  - пустая ночная прямая до Бийск" Сложно даже дать оценку этому супербревету, на который я подписался исключительно руководствуясь принципом «не оставлять недоделанных дел». Настроение менялось на 180’ несколько раз. От «да что б я еще раз в этом поучаствовал» до «бля, как же хорошо». Судить, наверное, как и о хорошем вине, можно по послевкусию, а в послевкусии эпитеты «бля» все же преобладали. Что такое бреветы и что такое бревет Чуйский тракт 1200 можно почитать здесь https://chuyskytrakt.ru/ru/ . Я же не буду расписывать подробно эту «дисциплину», а тем более пытаться ее как-то охарактеризовать. Для тех, кто совсем не в курсе: нужно проехать 1200 км. по дорогам Горного Алтая и улож

Обская кругосветка 2014. Эпилог.

В этот раз концепция поездки вокруг Обского Моря отличалась от предыдущей, как детский утренник от корпоратива Газпрома. То есть выглядела удручающей.  Иными словами, получение удовольствия вообще не рассматривалось. Цель была – проехать быстро. Что такое Обское море всем известно, но на всякий случай ссылка в Wi kipedia . Поэтому, экипировка была соответствующей – рюкзачек, по случаю жары и отсутствия необходимости брать теплую одежду, был забит едой и гелями. Это означало только одно – жрать в кафе мне не светит. Хотел поехать  в субботу, но в субботу была жара 36', и я опасался теплового удара. Поэтому стартанул в воскресенье в 02-10. Поспал заранее, днем, потом не знал, куда себя деть. 2-10. Маркса. Выехал. На улицах разруха от вчерашнего урагана, тьма кромешная, улицы мокрые, валяются какие-то деревья. Где-то над Объгэсом сверкает молния. Чувствую себя хоббитом, несущим кольцо в Мордор. Гарик, 3-02,  24 км , 0-50. Еду по Бердскому шоссе и замечаю, ч

Прогулка в Барнаул

День 1, часть 1 План простой - доехать до Барнаула кроссами, переночевать и на утренней электричке обратно. Экипировка тоже проще некуда - майка, трусы, деньги и телефон. все в одном кармане умещается - набор джентльмена велосипедного. Фонарики решил не брать, понадеявшись на длинный световой день. Старт в 4-40, пока еще прохладно, но ближе к Бердску становится тепло, хотя градусник на «вшивой горке» показывает 11'. Да не, какие 11' - явно теплее. До бердска еду по БШ , в это время еще пустому, как до перестройки в разгар дня. За Бердском сворачиваю влево и скоро оказываюсь на дачной дороге вдоль ЖД, по которой и доезжаю до Искитима [6-50, 54,5 км, 2-13 общего времени]. Тут самое время перекусить и я решаю выехать на трассу - там наверняка есть что поесть, но по пути натыкаюсь на «дядю денера» - американо и шаурма,  не эталон завтрака, конечно, но и я не принц Дубая. За Искитимом сворачиваю в поля по чьему-то треку.  Полевая дорога сначала хоро

Элиминатор и XCO в Новосибирске

Не идите в велоспорт летом, просто катайтесь. Лучше зимой в zwift гоняйтесь. Я в июле уже окончательно задолбался, каждые выходные гонки, всего за месяц шесть стартов получилось и ни одной длинной покатушки, забыл как выглядят родные просторы, но, наконец, этот месячный гоночный марафон подходит к концу. Нонсенс, но я даже тысячу в июле не накатал, это ужасно. В эти выходные 6-й и 7-й этапы кубка, элиминатор и XCO, и потом останется проехать только один XCM на выбор, Тягун или Пульс. Или оба, между ними разница в месяц. В целый месяц! Блин, если любительский велоспорт так выматывает, то как профики живут на грандтурах?  Элиминатор я точно проебу. Может даже в первом заезде (спойлер - так и вышло). Нет, я сильный, конечно, но спринт со старта не мое, а там если не вышел первым со старта, то будешь сопли жевать за кем-нибудь на сингл-треке, и даже мощный финишный рывок не всегда спасет. Об элиминаторе: Гонка супер, зрелищная и для гонщиков и для зрителей (они имеют редкую в

Зимний фэтбайк-марафон

Новосибирск, Академгородок, база Тульского, 11 марта 2018 г.  Когда-то все бывает впервые, первый зимний веломарафон, первое знакомство с фэтбайком.  Иногда они совпадают, как у меня. Мероприятие проводилось уже второй год, первый раз я не участвовал по причине отсутствия у меня фэта. Сейчас тоже ничего не изменилось, но нашлись ребята, которые подсуетились за меня, ленивого, и нашли мне толстый байк. Спасибо вам, Андрей SPD и владелец байка, имя которого я забыл-).  Вечером, накануне гонки я, забрав байк в тест-центре, поехал его обкатать. Cannondale fat caad рулился и катил не хуже нормального mtb , и по твердому снегу (что удивило) и по лыжне (что ожидалось). Едва удержавшись от целого круга 30 км, я на половине срулил обратно, правда этому поспособствовало еще и то, что я поворот нужный прое..л. Ну ок, я ожидал от 14,5 килограммового байка гораздо меньшего, как оказалось совсем зря. Ну и да, это первый зимний фэтбайк-марафон в России, а теперь еще и между

Зеленый марафон 2020

Момент, когда ты понимаешь, что отвалился навсегда, чувствуется очень точно. В череде гоночных событий под названием «когда ты остаешься сзади», он определяется прям безошибочно, его не спутать с «да щас доберу» или «куда они денутся». Все, пиздец, и ты уже пасешь не уехавших, а догонявших. Сегодня я определил этот момент уже в конце дистанции, на Солнечном трейле, когда Игорь Огарко меня обогнал. Теперь моей заботой стало заехать третьим, а не пафосно за Рейтером вторым. Итак. Это Зеленый марафон, версия 2020.   82,5 километра по полям, лесам, трейлам, канавам, подъемам, спускам. Одним кругом, как мы все любим. Не чураемся легких бродов. Я помню, что прошлые два марафона причинили мне боль, 2018-й физическую - я чуть не сдох (нечего было ехать такое с невос c тановившейся ногой), 2019-й моральную – я выпал удивительнейшим образом из первой пачки на первом километре и страдал один. Бэкграунд воспоминаний был так себе и даже победный 2015 г. не утешал, да и забылся давно. Пого